Markova E. “The resurrected soul in Nikolai Klyuev’s poetry”, Проблемы исторической поэтики. 3, (1994): DOI: 10.15393/j9.art.1994.2426


Том 3

The problems of historical poetics


The resurrected soul in Nikolai Klyuev’s poetry

Markova
   E I
KNC
Key words:
Nikolai Klyuev
spiritual verse
Mother’s image
Summary: The idea of salvation is one of the key messages of Nikolai Klyuev’s poetry, from his spiritual verses to his final poems. This article is aimed at showing the meaning of this idea for creating key images (the Mother and the Son), plots, and Klyuev’s philosophy of history. Nikolai Klyuev established a link between the idea of the country’s resurrection and maternal cult restoration in Russia.


Текст статьи

В известных работах Г. П. Федотова и Б. А. Рыбакова1доказано, что в русском христианском сознании образ Богородицы сливается с образом Матери человеческой и Матери-сырой земли. Материнская триада является центром духовной родословной крестьянской России, ее душой, ее судьбой.

Идея спасения души проходит через все творчество Клюева: от его ранних духовных стихов до итоговых поэм. Задача данной статьи: показать значение этой идеи на уровне построения ключевых образов (Матери и Сына), сюжетных звеньев и клюевской философии истории.

Воскрешая образ Богородицы на страницах своих произведений, Клюев включился в великий диалог русской словесности. Вспомним, например, «Воскресение» Толстого и «Мать» Горького.

В романе Толстого в дни Пасхи Христовой человек погубил женщину и ее будущего сына и, осознав грех, пришел к покаянию и к воскрешению для жизни новой. Через весь текст романа проходит чтение Евангелия. Потрясенные судом неправедным люди открыли для себя Слово Божие, и оно ведет их к духовному воскрешению.

Ориентируясь на библейские образы Матери, Сына и Слова, Горький создает свой вариант Нового Завета. Судьба сына и его товарищей ассоциируется в сознании Ниловны с рождением нового Бога. «Все это ‒ как новый Бог родился людям!»2 Сменив веру в Бога на веру в человека, Мать погибает с евангельским изречением на устах: «Душу воскресшую ‒ не убьют». Память прошлой веры соединилась в душе Ниловны с поклонением вере новой.

___________

1 Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 49, 56-57; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

2 Горький М. Полн. собр. соч. М., 1970. T. VIII. С. 339.

308

 

Если Горький связывал рождение новой жизни с комплексом новых революционных идей, верой в нового человека, то Клюев, ратуя за обновление российской жизни, ‒ с возвращением к вере отцов.

Возрождение Материнского культа заявлено уже в первых книгах поэта, представляющих, по образному выражению одного из рецензентов, «пророческий гимн Голгофе»3. Подобно Христу, герой Клюева воспринимает суд людской как суд неправедный. Он готов к подвигу, ибо следует евангельской заповеди: «И не бойтесь убивающих тело, Души же не могущих убить!»

28-й стих X главы Евангелия от Матфея становится эпиграфом к одному из стихотворений Клюева4 и внутренним пафосом его поэзии.

Постоянное присутствие в душе героя образа Матери укрепляет его веру. Восходя на эшафот, он вспоминает родную мать, родную деревню и родную песню (см., например, стихотворение «Я надену черную рубаху»).

Клюев возлагал большие надежды на революцию, ибо связывал ее с возрождением подлинно крестьянских и христианских начал жизни.

В 1919 году выходит в свет первое и единственное собрание сочинений поэта в двух томах «Песнослов». И первый том его дооктябрьских стихов, и второй ‒ революционный! ‒ начинаются с плача о женщине. В первом стихотворении поэт оплакивает погибшую за правое дело невесту, в «Избяных песнях», начальном цикле второго тома, он скорбит по усопшей матери.

Невеста и мать умерли в «поминальные дни Сентября». По древнерусскому языческому календарю это время совпадает с праздником рожаниц. «Главный годовой праздник рожаниц после крещения Руси совместился с церковным праздником Рождества Богородицы 8 сентября: «Уставише трепарь (песнопения) прикладывати рождества Богородицы к рожаничьне трапезе...» <...> соединение архаичных рожаниц с праздником Рождества Богородицы было устойчивым и длительным. Устойчивость такого двоеверного праздника поддерживалась тем, что по существу это был праздник урожая»5. 8 сентября также является днем рождения России.

‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒

3 Свенцицкий В. Вступительная статья // Николай Клюев. Братские песни (Книга вторая). М., 1912. C. V.

4 Клюев Н. Как вора дерзкого меня // Песнослов. Пг., 1919. Книга первая. С. 86. Далее цитирую по этому изданию, указывая в тексте в скобках том римской цифрой, страницу ‒ арабской.

5 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 269.

309

 

Кончина девушки-революционерки никак не связана с этим праздником. Ее гибель оставляет светлый след в душе героя, миру о ней напоминает «опустелая избушка» (I, 5).

Смерть матери-крестьянки, наоборот, актуализирует древнюю память ее близких. Плач о ней ‒ это одновременно реквием по матери и гимн вечной жизни. Поэтому вопленицы прежде, чем начать похоронный обряд, отводят беду от дома.

Пришли, положили поклон до земли,

Опосле с ковригою печь обошли,

Чтоб печка-лебедка бела и тепла,

Как допреж, сытовые хлебы пекла.

Посыпали пеплом на куричий хвост,

Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост... (II, 5)

Мотивы смерти/воскрешения проходят через всю книгу. В разделе «Долина единорога» Клюев создает образ девушки, которая, умирая, «в пространствах межпланетных Родит лирный солнечный народ» (II, 112).

Возрожденному народу необходимо Слово о новой жизни. Как и у Горького, у Клюева воедино связаны образы Матери, Сына и Слова. Но если в произведении Горького мать становится проводником новой сыновней правды, то в поэзии Клюева сын благодаря святости матери приобщается к тайне Бога-Отца. Смерть матери в день Рождества Богородицы символизирует праведность ее жизни, поэтому ее душа еще до погребения тела попадает в рай.

Одни журавли,

Как витязь победу, трубили вдали:

«Мы матери душу несем за моря,

Где солнцеву зыбку качает заря,

Где в красном покое дубовы столы,

От мис с киселем, словно кипень белы, ‒

Там Митрий Солунский, с Миколою Влас

Святых обряжают в камлот и атлас,

Креститель Иван с ендовы расписной

Их поит живой Иорданской водой!..» (II, 6)

Так завершился земной круг жизни матери и началась вечная жизнь ее души.

Отметив, что народных песен о воскрешении нет, Г. Федотов указал на большое количество духовных стихов о празднике Вознесения и высказал предположение: «Не потому ли праздник Вознесения оставил большой след в духовных стихах, что в народном сознании он сливается с Воскрешением?»6

____________

6 Федотов Г. Указ. соч. С. 44-45.

310

 

Поэзия Клюева подтверждает эту мысль исследователя. Вознесение/воскрешение души матери накладывает на нее две обязанности: поддерживать жизнь в крестьянском доме и наставлять сына. Она шлет ему из Вечности Бледного Коня. Выбор именно Бледного Коня указывает на связь с Апокалипсисом. Этот образ соединяет земной и загробный миры, конь выступает в качестве волшебного помощника7, который помогает герою добыть в мире ином основу творчества ‒ память.

Священная память становится фундаментом пророческого дара поэта. Дух византийской церкви и старообрядческой молельни соединились в его душе.

Мои стихи не от перины

И не от прели самоварной

С грошовой выкладкой базарной,

А от видения Мемфиса

И золотого кипариса,

Чьи ветви пестуют созвездья.

В самосожженческом уезде

Глядятся звезды в Светлояр ‒

От них мой сон и певчий дар!8

Поскольку клюевский проект «обустройства» России не совпал с планами большевиков, то его пророческий дар оказался излишним. Это трагическое несовпадение сказалось на судьбе поэта, судьбе крестьянства и России.

Будучи свидетелем гибели крестьянской Атлантиды, Клюев стремился запечатлеть в своих произведениях память о ней. От лирики он переходит к эпосу. Истории крестьянского рода он посвящает свою лучшую поэму «Песнь о Великой Матери». Публикация поэмы была запрещена. При аресте Клюева были изъяты все его рукописи, и долгое время поэма считалась погибшей. Но воистину «рукописи не горят!». В 1986 году в журнале «Север» С. И. Субботин и Л. К. Швецова опубликовали найденные ими фрагменты поэмы, в 1991 году в журнале «Знамя» Виталий Шенталинский опубликовал обнаруженный им в архиве КГБ на Лубянке текст поэмы.

Как указывают пометы Клюева, он не является полным. К тому же рукопись не давала точного представления о расположении глав, и Шенталинский рискнул предложить свое композиционное решение. Но и данный вариант поэмы поражает как величием замысла, так и величием его воплощения.

_________

7 См.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

8 Клюев Н. Песнь о Великой Матери // Знамя. 1991. № 11. С. 23. Далее, цитируя поэму, указываю в тексте в скобках страницу.

311

 

Обращает внимание символическая датировка рукописи. Вторая часть помечена датой: «1930. На Покров день», третья – «На Рождество Богородично. 1931».

Название поэмы, символические даты, имя главной героини вновь возвращают читателя к образу Богородицы.

Героиня носит имя матери поэта ‒ Прасковьи Дмитриевны. Но это и имя почитаемой на Руси святой Параскевы-Пятницы, образ которой в народной религии часто сливается с образом Богородицы.

Ему Пятница во сне приснилась

И Богородица появилась9.

«На старых севернорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) Пятница может изображаться на обороте образа Богородицы»10.

Образ христианской святой Параскевы-Пятницы заслоняет архаичный культ древней богини Макоши, покровительницы женских работ, суровой повелительницы прядения на Русском Севере11.

Об интересе Клюева к образу пряхи, держащей в руках своих нити судьбы, писали В. Базанов и В. Дементьев12. Но они не располагали текстом данной поэмы. В лирике пряхой была мать-старуха, в названной поэме ‒ молодая девушка, что существенно сказывается на трактовке образа.

Как пишет Б. А. Рыбаков, «народный календарь очень внимателен к Макоши-Пятнице ‒ ей посвящено 12 праздников в году, из которых самыми главными являлись две соседние пятницы (в промежутке между 25 октября и 7 ноября)»13. В эту неделю завершалась тяжелая работа по обмолотке льна, и «начинались веселые месяцы прядения пряжи на посиделках». В ноябрьскую пятницу полагаются особые молитвы на хороших женихов14.

___________

9 Федотов Г. Указ. соч. С. 57.

10 Мифологический словарь/Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1991. С. 459.

11 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 508.

12 Базанов В. Г. С родного берега: О поэзии Николая Клюева. Л., 1990. С. 121-123, 155-156; Дементьев В. Исповедь земли. М., 1980. С. 68-72.

13 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 508.

14 Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. С. 381.

312

 

С молитв и мечтаний Параши о женихе начинает Клюев ее биографию, которая в самой малой степени связана с реальной биографией его матери. Героиня живет не в биографическом, а в историческом времени. Действие поэмы происходит как во сне, поэтому создается ощущение двойного пребывания ‒ в жизни Древней Руси и в жизни советской России.

Значим выбор пространства. Это ‒ Лапландия. Лапландия Клюева ‒ это одновременно мифологизированная страна и конкретная, хорошо узнаваемая каждым северянином земля, родная сторона поэта. В его Лапландии наличествуют все дорогие ему элементы северного природно-культурного комплекса: Белое море и Онежское озеро, Олония и Помория, Кижи и Выг, Соловки и Палеостров, Кемь и Валаам.

Это сакральное пространство с его Новым Вифлеемом и Новым Иерусалимом. Представление о севере как о земле Христа было характерно как для старообрядцев, так и для никонианцев.

Так, Никон создал северный вариант Палестины. На Кий-острове, что на пути к Соловкам, он поставил монастырь, главная святыня которого ‒ кипарисовый крест. Он был изготовлен в Палестине и имел точные размеры креста, на котором был распят Христос. «В этот крест вложили около 400 святых мощей, 90 из них были высокочтимые: кусочек креста Христова, кровь святых мучеников, части святых камней палестинских ‒ от гроба Господня, гроба Богородицы, других мест, где ступала нога Христа»15.

Святая земля определяет выбор Параши. Мечтая спасти душу, она отвергает земное замужество и в то же время мечтает о земной женской доле. В ожидании жениха земного она влюблена в жениха небесного ‒ в лик святого Федора Стратилата и постоянно бьет поклоны его иконе.

В смятении чувств она едет в гости к подруге, и это путешествие определяет ее жизнь. Путь к дому подруги отмечен сакральными вехами: «От Соловецкого погоста До Лебединого скита, Потом Денисова креста...» (с. 11).

в скиту

От лиха и за дар здоровья

Животворящему Кресту

Служили путницы молебен... (с. 11)

Святые молитвы подготовили Парашу к удару судьбы. Святой отец Нафанаил предсказал ее судьбу: быть женой вдовца и матерью сына-пророка.

__________

15 Дерягин Г. Никон на Севере // Север. 1993. № 1. С. 130.

313

 

Предсказание реализуется самым трагическим образом. На девушку напал медведь, от когтей которого ее спасает Федор Калистратов. Простой русский парень походил обликом на византийского святого Федора Стратилата и поэтому сразу запал девушке в душу.

Но Федор, раненный медведем, умирает. Обращаясь к Господу, Параша просит обвенчать ее с умершим. Так она становится вдовой Федора Калистратова, образ которого ассоциируется с образом святого Федора Стратилата. Позже выходит замуж за вдовца-китобойца.

«Святый Феодор Стратилат,

Ты мой жених и сладкий брат!

Тебе вручается душа,

А плоть, как стены шалаша,

Я китобойцу отдаю!..» (с. 17)

Ее сын Николай ‒ как бы сын трех отцов: земного, небесного и звериного. Ибо нападение медведя на Парашу символизирует ее брак с тотемным животным. Это обусловило редкий пророческий дар сына.

Клюев не дает подробного жизнеописания Прасковьи. Она выполнила свой долг: родила сына, дала ему христианское воспитание, и ее душа вознеслась на небо.

Смерть Параши символизирует погибель Русской земли. Умерла не просто старая женщина, а ушла земная Богородица, Мать урожая и Мать-пряха, Мать сына человеческого.

Дьявол овладел душой человека и породил матереубийц. Началась гражданская война. Физическое пространство России продолжало существовать, но погибло ее духовное поле: все ее крестьянские и христианские ценности ‒ изба, мастера-умельцы и святые иконы ‒ вознеслись на небо.

Над беломорскою пустыней

Святыни русские вспарили,

Все в лалах, яхонтах, берилле:

Егорий ладожский, София,

Спас на Бору, Антоний с Сии

И с Верхотурья Симеон

Вот пронеслись, как парус, Кижи ‒

Олонецкая купина,

И всех приземистей и ниже,

Кого, как челку, кедры лижут,

Чтоб не ушла от них она,

Проплыл Покров, как пелена,

Расшитая жемчужным стёгом (с. 26).

314

 

За надругательство над Божьей Матерью, Матерью человеческой и Матерью-сырой землей была наказана Россия. Она стала страной без души. Поэт-пророк предвидит новые беды. Его предсказания не были услышаны современниками, но потрясают сегодняшних россиян. Предсказаны гибельное для страны безбожие и голод на Украине, трагедия Арала («... зыбь Арала в мертвой тине» ‒ с. 26) и черный вестник с Карабаха (поэма «Разруха»).

Все предвидения поэта сбылись. Дает ли он надежду на воскрешение России?

Б. А. Рыбаков в уже цитированной выше книге «Язычество Древней Руси» писал, что богинь-рожаниц было две. Изучение орнамента на крестьянском доме показывает, что им «на Севере поклонялись вплоть до XVII века включительно»16. Одна рожаница ‒ это Параша. Образ второй дан в финале поэмы. Это ‒ дочь падчерицы Параши, ее внучка Анастасия, чрезвычайно значимый в русской народной культуре образ.

«Анастасия, дочь Димитрия, ‒ пишет Б. А. Рыбаков, ‒ заменила в русских былинах Персефону по смыслу этого христианского имени и, вероятно, еще и потому, что празднование дня святой мученицы Анастасии приходилось на 15 апреля ‒ на срок, близкий и к языческому ляльнику и к христианской Пасхе ‒ воскресению»17.

Судьба Анастасии только заявлена в поэме, финал которой утрачен. Поэтому вопрос о том, как представлял Клюев воскрешение России, остается тайной. И эта тайна мучает нас, россиян. Ясно одно: идею воскрешения страны Клюев связывал с восстановлением Материнского культа в России.

________

16 Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 269, 458.

17 Там же. С. 594.

315

 




Displays: 2434; Downloads: 28;