Виноградов И. А., Воропаев А. В. Карандашные пометы и записи Н. В. Гоголя в славянской Библии 1820 года издания // Проблемы исторической поэтики. 1998. Т. 5, URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2500. DOI: 10.15393/j9.art.1998.2500


Проблемы исторической поэтики


УДК 001

Карандашные пометы и записи Н. В. Гоголя в славянской Библии 1820 года издания

Виноградов
   Игорь Алексеевич
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Воропаев
   А В
Московский государственный университет
Ключевые слова:
Библия
Гоголь
карандашные пометы
Аннотация: В статье описаны обстоятельства передачи Гоголем сестре славянской Библии, впервые опубликованы его пометы в славянской Библии, сделанные в 1840-е гг.

Текст статьи

В 2002 году исполняется 150 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. Близится еще один гоголевский юбилей ― в 2009 году будет праздноваться 200 лет со дня рождения писателя. Весьма знаменательным является совершающееся на рубеже двухтысячелетия христианства открытие Гоголя как глубокого христианского писателя. Святейший Патриарх Алексий II в недавнем выступлении сказал: “Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России”[1].

Новый, неизвестный исследователям материал представляют карандашные пометы и записи Гоголя на принадлежавшем ему экземпляре Библии. Эта книга ― “Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета” (М., 1820), на славянском языке, большого формата, ― хранится ныне в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской АН (ф. 652, оп. 1, ед. хр. 73). На форзаце имеются три надписи. Две из них сделаны рукой сестры Гоголя Анны Васильевны (1821-1893):

“Сия книга получена от брата моего Николая Васильевича Гоголя 1850го в Деревне Васильевке”;

“Дана на память от сестры его Анны Гоголь 1892-го года Мая 28-го”.

Третья запись сообщает о последующей судьбе книги:

“Сия Библия, принадлежавшая Николаю Васильевичу Гоголю, получена мною в дар от сестры его Анны Васильевны Гоголь. Передана на память сыну моему Павлу Васильевичу Глинскому.

1904 года июня 29 дня. г. Полтава. Протоиерей Василий Глинский”.

Ряд фактов позволяет установить время, с которого Библия, подаренная Гоголем сестре, находилась в его руках. Известно, что, вернувшись из-за границы весной 1848 года ― сразу после паломничества во Святую Землю, ― Гоголь на лето приехал в родное имение Васильевку. Однако, судя по цитированной надписи Анны Васильевны на Библии, книга была подарена ей братом лишь во второй, после возвращения из-за границы, приезд Гоголя в Васильевку в 1850 году. Это пребывание Гоголя в родных местах оказалось последним. Библия могла быть подарена сестре либо по прибытии Гоголя в Васильевку в июле этого года, либо, что более вероятно, при отъезде его в Одессу в середине октября.

Наклеенная на обороте первого листа книги литография, выпущенная немецким издательством “Carlsruhe Kunst-Verlag” (с изображением Моисея, приносящего народу с Синая каменные скрижали), в то же время указывает, что Библия была ранее с Гоголем и за границей. Возможно, именно об этой Библии упоминала А. О. Смирнова в письме к В. А. Жуковскому от 23 июня 1843 года, отправленном из Бадена в Эмс: “…Скажите Гоголю, что он должен непременно меня видеть, нам надо поговорить об Иванове[2], да и Библия его у меня”[3].

Для датировки карандашных помет и записей Гоголя на полях этого издания существенное значение имеет то, что, в частности, пометы в Книге пророка Исаии и в Книге пророка Захарии прямо перекликаются с содержанием обширной выписки Гоголя “Пророчества о Христе” (из послания св. Афанасия Александрийского к князю Антиоху), включенной им в конце 1843 ― начале 1844 года в рукописный сборник “Выбранные места из творений св. отцов и учителей Церкви”. (Выписка сделана из третьего тома журнала “Христианское Чтение” за 1842 год и представляет собой состоящий из 12 разделов ответ на вопрос: “Христа исповедуют и Христиане и Иудеи. Но поелику Иудеи отвергают пришествие Его, говоря, что будет время, когда Он придет: то чем можем убедить их, что Иисус Христос есть Бог, и что Он истинный, а не льстец, как они думают?”) Две пометы Гоголя в Послании к Евреям св. апостола Павла (“Если отвергавший Закон Моисея умирал, колми паче Закон Христа”; “Страшно впасть в руки Бога живаго”; 10:28, 31) соотносятся со строками статьи “О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности” в “Выбранных местах из переписки с друзьями”: “Христианин перед тем, чтобы обвинить кого-либо в таком уголовном преступлении, каково есть непризнанье Бога в том виде, в каком повелел признавать Его Сам Божий Сын, сходивший на землю, задумается, потому что дело это страшное”. Статья эта была датирована Гоголем 1845 годом.

Исходя из этих наблюдений, можно предположить, что пометы Гоголя в принадлежавшей ему Библии относятся именно к 1844-1845 годам.

Гоголевские произведения в целом свидетельствуют, что писатель очень хорошо знал Священное Писание. Об этом говорят как его поздние произведения, так и самые ранние. Сам Гоголь в письме к П. В. Анненкову от 12 августа (н. ст.) 1847 года, в частности, признавался, что, “занявшись своим внутренним воспитанием”, он провел “долгое время за Библией, за Моисеем...”. Издание Библии с гоголевскими карандашными пометами, очевидно, не единственное, которое читал Гоголь. По свидетельству княжны В. Н. Репниной, летом 1839 года он пользовался другим изданием ― подаренным ему перед смертью графом И. М. Виельгорским. «В Риме, ― вспоминала В. Н. Репнина о Гоголе, ― он ухаживал, как сердобольная сестра, за умирающим молодым графом Виельгорским, и однажды после его смерти я застала Гоголя в моей комнате с книгою в руках и спросила его, что это за книга; он мне ее передал. Это была Библия; на первом листке, дрожащей рукой покойного Виельгорского, написано было: “другу моему Николаю. Вилла Волконская”; числа я не помню. Гоголь сказал мне: эта книга вдвое мне святее»[4].

“Разогни книгу Ветхого Завета, ― обращался Гоголь к поэту Н. М. Языкову в статье “Предметы для лирического поэта в нынешнее время” (1844), ― ты найдешь там каждое из нынешних событий, ясней как день увидишь, в чем оно преступило пред Богом…” “К стыду, у нас, может быть, едва отыщется человек, ― обращался также Гоголь к современникам в наброске к заключительной главе второго тома “Мертвых душ”, ― который бы прочел Библию, тогда как эта книга затем, чтобы читаться вечно…” В составленном Гоголем “объяснительном словаре” русского языка большое место занимают слова, выписанные им при чтении Книг Ветхого и Нового Завета. Примечательно, что перед тем как подарить в 1850 году Библию сестре Анне, Гоголь подарил тогда же еще один экземпляр Библии Д. К. Малиновскому ― младшему современнику писателя. В этом же году Малиновский писал ему: “Благодарю Вас за все вообще, о чем надо говорить долго, и в особенности за книгу, которую Вы мне подарили, за Библию. Я желал ее, предчувствуя себе от нее добро, Вы же привели в исполнение то желание, которое могло затеряться среди тысячи ему подобных. Смотрю на Ваш подарок и вижу, что в руках у меня сокровища, которые, если даст Бог, могут принести мне пользу ― мне нельзя Вас не благодарить”[5].

Избирательный, судя по пометам, характер чтения Гоголем книг Библии в настоящем издании также свидетельствует, что писатель обращался к хорошо знакомому ему тексту. Примечательно, что Гоголь сосредоточивает здесь внимание преимущественно на общем содержании читаемых глав, чем на частных вопросах.

Текст помет печатается впервые по автографу. Слова, выделенные курсивом, служат для указания местоположения записей и помет Гоголя, а также их характера, и не принадлежат Гоголю. Угловыми скобками отмечены пропущенные и неразобранные слова.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Первая Книга Моисея. Бытие

Гл. 3, ст. 12-17. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 8, ст. 2-6, 11-13, 21-22. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 9, ст. 4-6. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 9, ст. 15. ― Отчеркнута на полях вторая половина стиха.

Гл. 10, ст. 8. ― Написано на полях: Неврод

Гл. 10, ст. 10. ― Написано на полях: Щурь

Гл. 11, ст. 31. ― Гл. 12, ст. 2 ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 18, ст. 14. ― Подчеркнуто начало стиха.

Гл. 18, ст. 26, 28-33. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 19, ст. 17. ― Подчеркнуты слова: “спасая спасай твою душу”.

Гл. 19, ст. 19. ― Отчеркнута на полях первая половина стиха (до слов:                “еже жити души моей”); на полях написано: подаждь

Гл. 19, ст. 34. ― Написано на полях: Лот[6]. 1 дочь Моав. 2 дочь Амман.

Гл. 20, ст. 2-7. ― Отчеркнуто на полях (начиная со слов: “да не когда    убиют его”).

Гл. 22, ст. 14. ― Подчеркнуты слова: Господь виде

Гл. 22, ст. 17-18. ― Отчеркнуто на полях; подчеркнуто слово: воистинну; на полях написано: Читать

Гл. 25, ст. 1-3. ― Написано на полях: Агарь, Сара, Хеттура

Гл. 26, ст. 34. ― Написано и зачеркнуто на полях: [7] Иудифа

Гл. 27, ст. 9. ― Написано на полях: Исав Мас[8] Иудифа Васемафа

Гл. 28, ст. 21-22. ― Написано на полях: первые [9] ставился по                        обету

Гл. 29, ст. 31-35. ― Написано на полях: Лиа, Рахиль; 1. Рувим 2. Симион 3. Левий 4. Иуда 5. Исахар 6. Завулон

Гл. 30, ст. 6-12. ― Написано на полях: От рабы Валлы: 1. Дан             2. Неффалим От Лии [10] Зелфа: 1. Гад 2. Ассир

Гл. 30, ст. 23-24. ― Написано на полях: Рахиль, Иосиф

Гл. 30, ст. 31-32. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 32, ст.  32. ― Написано на полях: запрещается

Гл. 38, ст. 7. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 38, ст. 27-30. ― Отчеркнуто на полях.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

Гл. 43, ст. 1-2. ― Написано на полях: о светилах небесных

Гл. 43, ст. 7. ― Написано и зачеркнуто на полях: Мудрость

Гл. 43, ст. 14-15. ― Написано на полях: Мудрость всех явлений               природы

Гл. 43, ст. 1. ― Отчеркнуто на полях.

Гл. 44, ст. 2. ― Написано на полях: воспоминание о всех великих           мужах, прославляемых Богом

Книга пророка Исаии

Гл. 2, ст. 2. ― Написано на полях: пророчество о Христе

Гл. 24, ст. 2. ― Написано на полях: Разрушение устройства земли

Гл. 29, ст. 8. ― Написано на полях: Гибель всего воюющего на гору       Сионю

Гл. 29, ст. 15. ― Написано на полях: Гибель совещающимся мимо           Господа

Гл. 30, ст. 9-10. ― Написано на полях: Люди[11] требующие от пророка                 прельщения

Гл. 36, ст. 1. ― Написано на полях: История царствования Езекии

Гл. 38, ст. 1. ― Написано на полях: Болезнь Езекии и выздоровление

Гл. 39, ст. 8. ― Написано на полях: Окончание истории о Езекии

Гл. 40, ст. 2. ― Написано на полях: Песнь Богу, содержащая призыв       на благовествование и пророчество об Иоанне Крес-        тителе

Гл. 41, ст. 1. ― Написано на полях: Шествие Бога, Бога правды

Гл. 42, ст. 1. ― Написано на полях: Глас Бога о грядущем Спасителе        и Судие

Гл. 43, ст. 1. ― Написано на полях: Обещание Божие не оставить              и Всемогущество Его защиты

Гл. 44, ст. 2. ― Написано на полях: обещание Божие не оставить

Гл. 44, ст. 9. ― Написано на полях: О созидающих себе богов из   бренных изваяний

Гл. 45, ст. 2-3. ― Написано на полях: Бог возвещает о всемогуществе          Своем Киру

Гл. 48, ст. 6-7. ― Написано на полях: Господь возвещает о Себе

Гл. 49, ст. 13. ― Написано на полях: Милосердие Божие

Гл. 51, ст. 7-8. ― Написано на полях: Бог возвещает важность спасения Своего

Гл. 53, ст. 1. ― Вписано в начале главы: Полное пророчество о Христе

Гл. 55, ст. 9. ― Написано на полях: Помышления и пути Божии выше      человеческих

Гл. 55, ст. 11. ― Написано на полях: Глагол Бога возвращается тощь

Гл. 58, ст. 11. ― Написано на полях: Блаженство и здесь и о Боге

Гл. 60, ст. 2. ― Написано на полях: Блаженство будущих судеб Иерусалима

Гл. 61, ст. 1. ― Написано на полях: О[12] Спасителе и блаженстве   мужу, которое принесет Бог

Гл. 66, ст. 7. ― Написано на полях: О Христе

Книга пророка Иеремии

Гл. 23, ст. 20. ― Написано на полях: множество пророков пророчествуют не от Бога

Гл. 23, ст. 22. ― Написано на полях: Аз есмь Бог приближающийся,       а не Бог издалеча

Гл. 23, ст. 28. ― Написано на полях: о пророчествах

Гл. 25, ст. 9. ― Написано на полях: угрозы Божии и пророчество            о Плене Вавилонском

Гл. 26, ст. 26-27. ― Написано на полях: Наведение Меча на всю землю

Гл. 26, ст. 2. ― Написано на полях: Покушение убить Иеремию

Гл. 27, ст. 3. ― Написано на полях: Иеремия от Лица Бога склоняет          народ отдаться в плен Вавилонский

Гл. 31, ст. 12. ― Написано на полях: Словеса Господни о радостном           грядущем

Гл. 31, ст. 29. ― Написано на полях: Отцы едят кислое, а у детей                 оскома

Гл. 32, ст. 37. ― Написано на полях: Беспредельное Божье Милосердие

Гл. 36, ст. 7. ― Написано на полях: Прочтение свитка Иеремиина           во храме

Гл. 36, ст. 32. ― Написано на полях: Написанье нового свитка

Гл. 37, ст. 1-2. ― Написано на полях: злострадание Иеремии и заточенье его

Гл. 39, ст. 1. ― Написано на полях: Взятие Иерусалима Вавилонянами

Гл. 40, ст. 1. ― Написано на полях: Вавилоняне поставляют царем          Иудейским Годолию

Гл. 41, ст. 1. ― Написано на полях: Измаил убивает Годолию

Гл. 42, ст. 2. ― Написано на полях: Испуганные Иудеи прибегают          к Иеремии

Гл. 42, ст. 13-14. ― Написано на полях: Иеремия возвещает волю                            Божию и запрещает бежать во Египет

Гл. 43, ст. 2. ― Написано на полях: Ему не верят и бегут во Египет

Гл. 44, ст. 15. ― Написано на полях: в Египте начинают приносить        жертвы чуждым богам

Гл. 48, ст. 1. ― Написано на полях: Погибель Моава как возвеличившегося на Господа и плач о Моаве

Гл. 49, ст. 1. ― Написано на полях: Слово Господне к сынам Аммоним

Гл. 49, ст. 6. ― Написано на полях: Слово Господне к Идумее

Гл. 49, ст. 22. ― Написано на полях: к Дамаску

Гл. 49, ст. 28. ― Написано на полях: к Кидару

Гл. 49, ст. 34. ― Написано на полях: на Елам

Гл. 50, ст. 1. ― Написано на полях: Слово Господне на Вавилон

Книга пророка Иезекииля

Гл. 7, ст. 3. ― Написано на полях: в наказанье даст Бог людям мерзости их

Гл. 16, ст. 36. ― Написано на полях: Сравнение Иудея с блудницею

Гл. 23, ст. 4. ― Написано на полях: Блудодеяния двух Сестер Оолы        и Ооливы или Иерусалима и Самарии

Гл. 27, ст. 3. ― Написано на полях: на истребление Города Соры

Гл. 27, ст. 9. Написано на полях вверху страницы: финикийская        торговля

Гл. 29, ст. 1. ― Написано на полях: пророчество  на Египет

Гл. 31, ст. 2. ― Написано на полях: о Вознесшемся Кипарисе

Гл. 34, ст. 5. ― Написано на полях: Бог Сам хочет быть пастырем овец

Гл. 35, ст. 1. ― Написано на полях: пророчество на гору Сеир

Гл. 36, ст. 26. ― Написано на полях: Бог обещает обновление и   очищение

Гл. 37, ст. 3. ― Написано на полях: Видение всеобщего восстания          костей

Гл. 38, ст. 1. ― Написано на полях: Пророчество на Гога

Книга пророка Захарии

Гл. 13, ст. 4. ― Написано на полях: пророчество о Спасителе

НОВЫЙ ЗАВЕТ

От Матфея Святое Благовествование

Гл. 23, ст. 3. ― Написано на полях: Воззванье и уличенье против               Книжников и Фарисеев

Гл. 24, ст. 3. ― Написано на полях: о Втором пришествии

От Луки Святое Благовествование

Гл. 19, ст. 29. ― Написано на полях: встреча с Ваиями

От Иоанна Святое Благовествование

Гл. 12, ст. 13. ― Написано на полях: встреча с Ваиями

Соборное Послание святого апостола Иакова

Гл. 4, ст. 1. ― Написано на полях: Откуда брани и свары?

Первое Соборное Послание святого апостола Петра

Гл. 1, ст. 3. ― Написано на полях: Порожденье в наследие

Гл. 1, ст. 7. ― Написано на полях: Искушаемся испытаньями

Гл. 2, ст. 2. ― Написано на полях: будите как новорожденные       младенцы

Гл. 2, ст. 4. ― Написано на полях: язык свят, люди обновления

Гл. 2, ст. 12. ― Написано на полях: повиновение властям Господа ради

Гл. 2, ст. 21. ― Написано на полях: переносите все скорби, как и                Христос

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: жены действуют внутренним житием

Первое Соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова

Гл. 1, ст. 2. ― Написано на полях: возвещение о Христе

Гл. 1, ст. 8. ― Написано на полях: Все грешим

Гл. 2, ст. 2. ― Написано на полях: Христос есть очищение от грехов

Гл. 2, ст. 5. ― Написано на полях: Христа узнал исполняющий Его         заповеди

Гл. 2, ст. 9. ― Написано на полях: Ненавидяй брата ― во тьме

Гл. 2, ст. 11. ― Написано на полях: Любящий брата ходит во Свете

Гл. 2, ст. 16. ― Написано на полях: Не любите мира

Гл. 2, ст. 18. ― Написано на полях: Об Антихристе

Гл. 2, ст. 27. ― Написано на полях: принявшие помазание от Христа        Им Самим и поучаются

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: Возведение нас в чад Божиих

Гл. 3, ст. 6. ― Написано на полях: Пребывая во Христе не согрешает

Гл. 3, ст. 11. ― Написано на полях: Кто суть любящие и нелюбящие         брата

Гл. 3, ст. 18. ― Слова подчеркнуты.

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 21. ― Написано на полях: Извращение понятий о Боге   предало человеков в плен похотей

Гл. 1, ст. 24. ― Написано на полях: уподобили его до скота

Гл. 1, ст. 28. ― Написано на полях: и что не искусили Бога в разуме,        Бог предал их порокам

Гл. 2, ст. 1. ― Написано на полях: о Суде

Гл. 2, ст. 13. ― Написано на полях: о Законе

Гл. 2, ст. 15. ― Написано на полях: Не познание Закона, но исполнение

Гл. 2, ст. 25. ― Написано на полях: преступнику Закона обрезание не      в обрезание

Гл. 3, ст. 4. ― Написано на полях: Человек Ложь, Бог истинен

Гл. 3, ст. 21. ― Написано на полях: Законом только познанье греха, но     Верою во Христа избавление

Гл. 3, ст. 31. ― Написано на полях: Вера не разоряет, а утверждает             закон

Гл. 4, ст. 2. ― Написано на полях: Вера вменяется в правду вместо дел

Гл. 5, ст. 17. ― Написано на полях: Прегрешением одного все погибли,               праведностью одного все спасены

Гл. 8, ст. 24. ― Написано на полях: Упованием спасаемся

Гл. 8, ст. 26. ― Написано на полях: Дух в нас  молится

Гл. 8, ст. 35. ― Написано на полях: Ничто не разлучит нас со Христом

Гл. 9, ст. 5. ― Написано на полях: Кого изберет, тот избранный

Гл. 9, ст. 8. ― Написано на полях: Сии суть семя Авраама

Гл. 9, ст. 15. ― Написано на полях: Помилую его же помилую

Гл. 9, ст. 21. ― Написано на полях: Может ли так сказать Творцу:             Зачем так

Гл. 9, ст. 29. ― Написано на полях: верою узнается правда

Гл. 10, ст. 6. ― Написано на полях: Сердцем веруется в правду, усты        же исповедуется во спасение

Гл. 10, ст. 13. ― Написано на полях: Благовествование не всеми приемлется, но кому Благодатью Бог дал слух в услышание

Гл. 11, ст. 6. ― Написано на полях: Благодать не от дел

Гл. 11, ст. 17. ― Написано на полях: Аще корень свят, то и ветви

Гл. 11, ст. 18. ― Написано на полях: ветви привиты к маслине

Гл. 11, ст. 30. ― Написано на полях: Божье Всемилосердие и всепомилование

Гл. 12, ст. 2. ― Написано на полях: Не мудрствуйте излишне

Гл. 12, ст. 6. ― Написано на полях: Все члены одного тела Христова

Гл. 12, ст. 10. ― Написано на полях: Имея различное дарованье,     различно и делание

Гл. 12, ст. 14. ― Написано на полях: Поведение к ближним

Гл. 12, ст. 16. ― Написано на полях: Мир со всеми

Гл. 13, ст. 2. ― Написано на полях: повиновение властям

Гл. 13, ст. 7. ― Написано на полях: воздавайте всем должное

Гл. 13, ст. 9. ― Написано на полях: Любовь[13] избавляет от преступления

Гл. 13, ст. 13. ― Написано на полях: Облецытеся Господем Христом

Гл. 14, ст. 1. ― Написано на полях: Никто другого да не укоряет

Гл. 15, ст. 4. ― Написано на полях: принимайте друг друга во имя          Христа

Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 11. ― Написано на полях: Никто да не зовется: Аз Павлов,       аз Кифин

Гл. 1, ст. 22. ― Написано на полях: буее Божие премудрее человек

Гл. 2, ст. 4. ― Написано на полях: проповедь не в мудрости слов, но      в явлении духа и силы

Гл. 2, ст. 11. ― Написано на полях: Божие никтоже весть точию Дух      Божий

Гл. 3, ст. 8. ― Написано на полях: Не препирайтесь, [14]        Христовы

Гл. 4, ст. 6. ― Написано на полях: Не мудрствуйте паче писанных

Гл. 5, ст. 2. ― Написано на полях: о наказанье соблудившего

Гл. 6, ст. 7. ― Написано на полях: Не прибегайте к неверным судьям

Гл. 6, ст. 15. ― Написано на полях: [15] блудодействуим[16]         делать не та[17] они храм Духа Божия

Гл. 7, ст. 1. ― Написано на полях: О Браке

Гл. 7, ст. 23. ― Написано на полях: во Христе все свободны

Гл. 7, ст. 26. ― Написано на полях: о девах

Гл. 7, ст. 30. ― Написано на полях: женившийся печется угодить жене

Гл. 7, ст. 8. ― Написано на полях: Пост не дверь к спасенью

Гл. 9, ст. 4. ― Написано на полях: Пастырь питается от Овец своих

Гл. 9, ст. 16. ― Написано на полях: Горе же мне, аще не благовествую

Гл. 9, ст. 27. ― Написано на полях: Не все спасутся, но все должны          помышлять о спасении

Гл. 10, ст. 17. ― Написано на полях: бегайте Идоложертвованья

Гл. 11, ст. 5. ― Написано на полях: Преимущество Мужа пред Женою

Гл. 11, ст. 10. ― Написано на полях: равенство о Господе

Гл. 11, ст. 18. ― Написано на полях: рек[18] в распрях

Гл. 11, ст. 20. ― Написано на полях: небрежение Трапезою Господней

Гл. 11, ст. 24. ― Написано на полях: Устав приобщения Тайнам

Гл. 12, ст. 6. ― Написано на полях: Разделение дарований

Гл. 12, ст. 13. ― Написано на полях: Различие удов тела

Гл. 12, ст. 22. ― Написано на полях: Различные отправленья членов

Гл. 12, ст. 28. ― Написано на полях: все уды одного тела Христова

Гл. 13, ст. 1. ― Написано на полях: Любовь

Гл. 14, ст. 3. ― Написано на полях: Пророчеством зиждется Церковь

Гл. 14, ст. 13. ― Написано на полях: молиться нужно и умом и также        духом

Гл. 14, ст. 20. ― Написано на полях: будьте не дети умом

Гл. 14, ст. 27. ― Написано на полях: Как должно пророчествовать             в Церквах

Гл. 14, ст. 34. ― Написано на полях: Жена не может говорить в Церкви    или пророчествовать

Гл. 14, ст. 39. ― Написано на полях: проповедование благообразно            по чину

Гл. 15, ст. 2. ― Написано на полях: приглашает вспомнить все благовествование о Христе

Гл. 15, ст. 8. ― Написано на полях: Явление Христа по воскресении

Гл. 15, ст. 14. ― Написано на полях: мертвые воскрешены, ибо Христос воскрес

Гл. 15, ст. 41. ― Написано на полях: Мертвые, воскреснув, получат им присущий образ

Второе Послание к Коринфянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 19. ― Написано на полях: Христос не есть ей и ни, но в Нем    Самом ей бысть

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: Послание Павла есть уверовавшие     во Христа

Гл. 3, ст. 6. ― Написано на полях: Служение Нову Завету не письмом,   но духом

Гл. 3, ст. 18. ― Написано на полях: Где Дух Господа, там свобода

Гл. 4, ст. 2. ― Написано на полях: Служение наше в Свете Истины

Гл. 4, ст. 6. ― Написано на полях: Сокровище света носим в немощных телах

Гл. 4, ст. 16. ― Написано на полях: Наш внешний человек тлеет, но       внутренний обновляется

Гл. 5, ст. 2. ― Написано на полях: воздыхаем о небесном теле

Гл. 5, ст. 7. ― Написано на полях: ходим верою, а не видением

Гл. 5, ст. 19. ― Написано на полях: Бог примирил нас Себе во Христе

Гл. 6, ст. 5. ― Написано на полях: Всем себя как слуги Божии

Гл. 6, ст. 16. ― Написано на полях: Есте Церкви Бога жива

Гл. 7, ст. 4. ― Написано на полях: Соучастие Павлово к ним

Гл. 7, ст. 11. ― Написано на полях: Печаль по Бозе в спасенье

Гл. 8, ст. 9. ― Написано на полях: Христос обнищал, да мы обогатимся

Гл. 9, ст. 8. ― Написано на полях: Доброхотна дателя любит Бог

Гл. 11, ст. 25. ― Написано на полях: Бесчисленные беды потерпевший

Гл. 12, ст. 1. ― Написано на полях: Виденья Павловы

Гл. 12, ст. 9. ― Написано на полях: сила в немощи

Послание к Галатам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 1. ― Написано на полях: Сам Ангел если бы снисшел с небес и благовестил более Христа, Анафема

Гл. 1, ст. 14. ― Написано на полях: Говорит о себе в еврействе и своем  обращении

Гл. 2, ст. 16. ― Написано на полях: оправдимся от веры Христовы,            а не от дел Закона

Гл. 3, ст. 17. ― Написано на полях: обетование и Закон

Гл. 5, ст. 1. ― Написано на полях: О Христе обрезание ничего не             может, но вера с любовью

Гл. 5, ст. 15. ― Написано на полях: ходите духом

Гл. 5, ст. 17. ― Написано на полях: Если вы водимы духом, то уже не      под законом

Гл. 6, ст. 9. ― Написано на полях: Сеяй в дух, от духа пожнет

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 10. ― Написано на полях: Благодеяния Божьи миру в лице         Христа

Гл. 2, ст. 19. ― Написано на полях: Уже не странники, но живущие          в дому Бога

Гл. 4, ст. 14. ― Написано на полях: Истинствуйте Христе

Гл. 5, ст. 11. ― Написано на полях: являемое есть свет

Гл. 5, ст. 16. ― Написано на полях: Блюдите, како опасно ходите

Гл. 5, ст. 22. ― Написано на полях: таинство брака

Гл. 6, ст. 2. ― Написано на полях: О повиновении детей отцам и рабов Господам

Гл. 6, ст. 10. ― Написано на полях: возмогайте о Господе и облекитесь   во всеоружья Его, действуйте против Сатаны

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 13. ― Написано на полях: радуется, что проповедуется  Христос

Гл. 1, ст. 23. ― Написано на полях: Требование

Гл. 2, ст. 7. ― Написано на полях: Образец нам [19] в трудной[20]            к[21] Христа

Гл. 2, ст. 13. ― Написано на полях: Хвалится исполнением закона             во[22]  Христе

Гл. 3, ст. 21. ― Написано на полях: преображе[23] Христа и       нашего в теле Славы

Гл. 4, ст. 5. ― Написано на полях: Радуйтесь о Господе

Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 16. ― Написано на полях: Определенье Ипостаси Сына               Божия

Гл. 1, ст. 18. ― Написано на полях: Христос Глава Церкви, Начаток,        Первенец, Им примирил нас Бог Себе

Гл. 1, ст. 27. ― Написано на полях: Проповедуем, да всякого человека     представим совершенна о Христе

Гл. 2, ст. 3. ― Написано на полях: Во Христе[24] премудрость

Гл. 2, ст. 8. ― Написано на полях: Не прельщайтесь философией,             учащей по преданьям и по стихиям мира

Гл. 2, ст. 11. ― Написано на полях: Во Христе всякое исполнение             Божества

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: Горняя мудрствуйте, а не земная

Гл. 3, ст. 9. ― Написано на полях: Облекитесь в Нового человека

Гл. 3, ст. 13. ― Написано на полях: Как[25] облечься в Нового человека

Гл. 3, ст. 18. ― Написано на полях: Поступки Нового человека в отношении Жены, Мужа, Родителей, детей, рабов, Гос-       под, которым в образе Господина повинуйтесь Господу

Гл. 4, ст. 1. ― Написано на полях: Продолжение поступков Нового        человека

Первое Послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 4. ― Написано на полях: Братие, от Бога избранье ваше

Гл. 2, ст. 4. ― Написано на полях: Глаголем не человеку угождающе,      но Богу, искушающему сердца

Гл. 4, ст. 4. ― Написано на полях: Предостерегайтесь от блуда

Гл. 4, ст. 7. ― Написано на полях: Бог не призвал нас на нечистоту, но в святость

Гл. 4, ст. 15. ― Написано на полях: Воскресение мертвых во Иисусе

Гл. 5, ст. 3. ― Написано на полях: День Господень яко тать вдруг            придет

Гл. 5, ст. 7. ― Написано на полях: Не будем в нощи, но в свете

Гл. 5, ст. 14. ― Написано на полях: всегда радуйтесь и непрестанно           молитесь

Гл. 5, ст. 18. ― Написано на полях: Духа не угашайте

Второе Послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 7. ― Написано на полях: О Божьем суде по пришествии Его

Гл. 2, ст. 2. ― Написано на полях: [26] не верить тому, кто назначит    день пришествия о[27] явится прежде беззаконник            обольщающий

Гл. 2, ст. 14. ― Написано на полях: стойте твердо

Гл. 3, ст. 7. ― Написано на полях: отстраняйтесь от бесчинствующих

Первое Послание к Тимофею святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 3. ― Написано на полях: о суесловии и препирающихся

Гл. 1, ст. 8. ― Написано на полях: Праведным[28] не нужен [29]             Закона

Гл. 1, ст. 15. ― Написано на полях: Христос пришел спасти грешных       и меня помиловал, да во мне образ долготерпения

Гл. 2, ст. 1. ― Написано на полях: Как и за кого нужно молиться

Гл. 2, ст. 11. ― Написано на полях: Женам учить не позволяется, но       быть в безмолвии

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: о Епископах

Гл. 3, ст. 8. ― Написано на полях: о диаконах

Гл. 3, ст. 15. ― Написано на полях: Наставление, как править        Церковью

Гл. 4, ст. 6. ― Написано на полях: Наставленье, как быть в учительстве

Гл. 5, ст. 1. ― Написано на полях: Как быть со всеми

Гл. 6, ст. 6. ― Написано на полях: как поступать со вдовицами

Гл. 5, ст. 14. ― Написано на полях: Как быть с молодыми вдовицами

Гл. 5, ст. 17. ― Написано на полях: как поступать с пресвитерами

Гл. 6, ст. 1. ― Написано на полях: о рабах, как им быть

Гл. 6, ст. 2. ― Написано на полях: [30] неверным [31] рабам Господами

Гл. 6, ст. 4. ― Написано на полях: подущающих ствовать[32]          иначе

Гл. 6, ст. 10. ― Написано на полях: Хотящие богатитися впадают во       все сети

Гл. 6, ст. 12. ― Написано на полях: Держись за вечную жизнь

Гл. 6, ст. 17. ― Написано на полях: Как быть с богатыми

Второе Послание к Тимофею святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 7. ― Написано на полях: не дал нам Бог духа страха, но             любви и целомудрия

Гл. 1, ст. 9. ― Написано на полях: Страдай и не стыдись за Христа

Гл. 2, ст. 3. ― Написано на полях: Злопостражди как добрый воин          Христов

Гл. 2, ст. 12. ― Написано на полях: С Ним умерли, с Ним и оживем

Гл. 2, ст. 15. ― Написано на полях: Поставь[33] себя пред[34] право правящим словом Истины

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: Каковы будут люди в последние        дни

Гл. 3, ст. 10. ― Написано на полях: Ты же напротив, последовавший      ученью

Гл. 4, ст. 3. ― Написано на полях: Будет время, когда послушают            басней

Гл. 4, ст. 5. ― Написано на полях: Ты же трезвись, злопостражди

Послание к Титу святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 5. ― Написано на полях: Устроенье по городам пресвитеров

Гл. 1, ст. 7. ― Написано на полях: Каков должен [35] Епископ

Гл. 2, ст. 2. ― Написано на полях: Каким должно быть всем для   ученья Христова, кто[36] не охулил

Послание к Евреям святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 2. ―  Написано на полях: Бог глаголал в пророках о Сыне

Гл. 3, ст. 1. ― Написано на полях: Чем выше Моисея Христос

Гл. 4, ст. 2. ― Написано на полях: Веровавшие входят в покой Бога

Гл. 5, ст. 1. ― Написано на полях: Христос не Сам Себя назвал перво-священником, но Бог извечно по чину Мельхиседека

Гл. 7, ст. 1. ― Написано на полях: Мельхиседек прообразование Христа

Гл. 7, ст. 26. ― Написано на полях: Качества первосвященничества        Христова

Гл. 8, ст. 10. ― Написано на полях: Новый Завет закон дал в сердцах

Гл. 9, ст. 2. ― Написано на полях: вид древнего Богослуж             Еврейск

Гл. 9, ст. 13. ― Написано на полях: вид нового Богослуж  Христа

Гл. 10, ст. 12. ― Написано на полях: Священники принос    [37] жертв, не очищая; Христос один раз        принес жертву, но очистил все

Гл. 10, ст. 29. ― Написано на полях: Если отвергавший Закон Моисея        умирал, колми паче Закон Христа

Гл. 10, ст. 32. ― Написано на полях: Страшно впасть в руки Бога               живаго

Гл. 11, ст. 3. ― Написано на полях: о вере

Гл. 11, ст. 5. ― Написано на полях: исчислить дел веры

Гл. 12, ст. 1. ― Написано на полях: Призванье к теченью пою[38]       во след Христа, предпочевшего радости Крест

Гл. 12, ст. 7. ― Написано на полях: Его же любит Бог, наказует

Гл. 12, ст. 14. ― Написано на полях: Наставленье[39]. Святыню имейте         со всеми

Гл. 12, ст. 15. ― Написано на полях: Не теряйте благодати ради      снедей мира

Гл. 12, ст. 17. ― Написано на полях: Вы приступили не к осязаемой           горе Синаю, но к граду Бога живаго

Гл. 12, ст. 26. ― Написано на полях: Не отрекайтесь же небесного

Гл. 13, ст. 2. ― Написано на полях:  Наставленье[40], как быть со всеми

Откровение святого Иоанна Богослова

Гл. 6, ст. 14. ― Подчеркнуты слова: от мест своих двигнушася

 

 [1] Воропаев В. “Мы все работаем у одного Хозяина”: Н. В. Гоголь в Московской Духовной Академии // Встреча. 1998. № 2 (8). С. 41.

[2] Имеется в виду художник Александр Андреевич Иванов.

[3] Смирнова А. О. Записки, дневник, воспоминания, письма. М., 1929. С. 332.

[4] Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе // Русский Архив. 1890. № 10. С. 229.

[5] Малиновский И. Д. Знакомство Гоголя с моим отцом // Записки Общества Истории, Филологии и Права при Императорском Варшавском Университете. 1902. Вып. 1. С. 85.

[6] Подчеркнуто Гоголем.

 [7] Одно слово в источнике не прочитано.

 [8] Окончание слова в источнике не прочитано.

 [9] Одно слово в источнике не прочитано.

[10] Одно слово в источнике не прочитано.

[11] Далее в источнике начато: во

[12] Далее в источнике начато и зачеркнуто: бла

[13] Далее в источнике написано и зачеркнуто: ко всем

[14] Предполагаемое слово находилось на обрезанном при позднейшей реставрации книги поле листа.

[15] На обрезанном поле листа, возможно, находилось еще одно слово.

[16] Средина слова была написана на обрезанном поле листа.

[17] Начало слова было написано на обрезанном поле листа.

[18] Предполагаемое начало слова было написано на обрезанном поле листа.

[19] Далее поле листа обрезано.

[20] Далее оставлен пробел для одного слова.

[21] Окончание слова должно было находиться на обрезанном при позднейшей реставрации книги поле листа.

[22] Не прочитано слово, начало которого находилось на обрезанном поле листа.

[23] Окончание слова не дописано.

[24] Далее в источнике написано и зачеркнуто: все

[25] Далее в источнике написано и зачеркнуто: нужно

[26] Не прочитано слово, начало которого находилось на обрезанном поле листа.

[27] Начало слова находилось на обрезанном поле листа.

[28] Вместо: праведным - было написано и зачеркнуто: Закон не

[29] Слово в источнике пропущено.

[30] Утрачено слово, находившееся на обрезанном поле листа.

[31] Утрачено слово, находившееся на обрезанном поле листа.

[32] Начало слова находилось на обрезанном поле листа.

[33] Вместо: Поставь - было написано и зачеркнуто: Будь

[34] Далее было начато и зачеркнуто: Богом

[35] Слово находилось на обрезанном при позднейшей реставрации поле листа.

[36] Предполагаемые слова должны были находиться  на обрезанном поле листа.

[37] Предполагаемое слово должно было находиться на обрезанном поле листа.

[38] Начало слова должно было находиться  на обрезанном поле листа.

[39] Слово подчеркнуто Гоголем.

[40] Слово подчеркнуто Гоголем.




Просмотров: 377; Скачиваний: 5;